Город Мурманск

МурманскГород Мурманск - город на северо-западе России, административный центр Мурманской области.
Население 307 664 человека (перепись 2011, 61-е место по численности населения в России).
Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России.
За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая Звезда».
«Мурманами», «урманами» русские люди называли норвежцев, норманнов. Позднее это название было перенесено и на землю, где происходили события с участием иностранцев. «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров. Соответственно, название «Мурманск» означает «город на Мурмане».
По мнению кольского краеведа, доктора исторических наук, И. Ф. Ушакова, слово «мурман» произошло от слова «norman», то есть в переводе со скандинавских языков означает «северный человек». Исходя из особенностей исторической замены звуков, звук «n» трансформировался в звук «m». Что касается произношения звука «o», то он в этом слове и по настоящее время как в шведском языке, так и в норвежском произносится как мягкий «у». То есть изначально это звучало как [nur'man].

Образование в городе Мурманск

На начало 2005/2006 учебного года в городе функционировало 188 образовательных учреждений, в том числе: 86 дошкольных учреждений, 6 прогимназий и 56 общеобразовательных учреждений. В 2006-2007 годах наметилась тенденция сокращения общеобразовательных учреждений: за два года были закрыты 4 образовательных учреждения. Причиной послужила малая рождаемость и отток населения города в другие регионы страны в начале 1990-х и, как следствие, небольшое количество учеников. Ещё в конце 1980-х некоторые мурманские школы работали в три смены и имели по 9 классов в параллели, сейчас же большинство школ работает в одну смену.
Полярная ночь вносит свои коррективы в образовательный процесс: по требованию врачей с декабря по февраль уроки сокращены на 5 минут, введены дополнительные «февральские каникулы».
Подготовку специалистов различного профиля осуществляют: 5 высших, 7 средних, 7 начальных учебных заведений и 16 филиалов ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. На сегодняшний день в них обучается около 30 тысяч студентов, половина из них приходится на два университета города, (МГТУ и МГГУ). Большое количество студентов из Мурманска учится в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

 Экономика города Мурманск

Основными отраслями промышленности Мурманска являются рыболовство и рыбопереработка, морской транспорт, судоремонт, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведочные работы на шельфе арктических морей. Другие крупнейшие предприятия города: - «Мурманское морское пароходство», «Союз рыбопромышленников Севера», «Мурманский судоремонтный завод Минморфлота», «Севморпуть», «Арктикморнефтегазразведка», научно-производственное предприятие «Моргео» и крупнейший в рыбодобывающей отрасли «Мурманский траловый флот».
Основные виды выпускаемой в городе продукции включают изделия из рыбы, консервы, металлоизделия, промысловое оборудование, тару и упаковочный материал.
В городе действуют торговые предприятия множества федеральных и региональных торговых сетей, в том числе таких крупных как «Эльдорадо», «Евросеть», «Связной», «О'Кей», «Эксперт», и мн. др.
Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире. Также к порту приписаны все атомные ледоколы России. В мае 2007 года было принято решение о создании в мурманском порту свободной экономической зоны.15-го октября 2010 года Мурманск был официально объявлен особой экономической зоной. Основная цель - создание мощной транспортно-торговой инфраструктуры, привлечение инвестиций и в конечном итоге развитие социальной сферы.
Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В последние годы наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приёма и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру. Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.
Большую роль в экономике города играет Октябрьская железная дорога. Несмотря на развитие автомобильного и морского транспорта большая часть грузов перевозится именно железнодорожным транспортом. Железная дорога в Мурманске электрифицирована, большая часть железнодорожных пассажирских и товарных перевозок осуществляется в южном направлении.
Мурманск находится на федеральной автомагистрали «Кола» (М18, Санкт-Петербург - Норвегия). В 2005 году был открыт мост через Кольский залив, ставший самым длинным мостом за Полярным кругом, благодаря которому из Мурманска стало проще добираться до изолированных частей города на западном берегу Кольского залива. Также Мурманск является начальной точкой дороги А138 на Норвегию и дороги Р12 на Финляндию.
Аэропорт «Мурманск» находится в посёлке Мурмаши, в 24 км от города. Из него ежедневно осуществляются рейсы в Москву, Санкт-Петербург, имеется также ряд рейсов в Архангельск, Тромсё (Норвегия) и Хельсинки (Финляндия), в Турцию и Египет.
Городской транспорт города представлен автобусами и троллейбусами. По состоянию на 2008 год мурманский троллейбус, самый северный в мире, имеет 5 действующих маршрутов. В 1918-1934 в городе существовала линия узкоколейного бензомоторного трамвая, закрытая в связи с появлением автобуса. Автобусное сообщение в городе осуществляет предприятие «Автоколонна 1118». 22 автобусных маршрута связывают между собой все районы города и близлежащие города и посёлки области. Имеется катерное сообщение с районом Абрам-Мыс.

История города Мурманск

Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года в 1915 году, во время Первой мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём - портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы, и ближайшего озера. Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Город стал последним городом, основанным в Российской империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он принял своё нынешнее название - Мурманск.
В 1917 году после победы Октябрьской революции в Петрограде, в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года войска Антанты были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. 21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, и власть опять перешла к ним.
К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, приспособленные под жильё железнодорожные вагоны, брошенные интервентами «чемоданы» - дома из гофрированного железа с полукруглой крышей. Город получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.
Со второй половины 1920-х годов город стал быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами. С 1933 года Мурманск являлся одной из баз снабжения и судоремонта для Северного флота. Помимо военно-стратегических целей, через порт осуществлялось морское сообщение со строящимся Норильским ГМК, развитие мурманского порта преследовало и задачу увеличения уловов рыбы: в городе на месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который начал быстро развиваться, и уже через несколько лет обеспечивал поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно.
Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску - от северной окраины до южной части города - пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.
В 1920-1930-е годы, в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года - одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года - Мурманской области.
В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчётам немецкого командования, Мурманск должен был быть взят за несколько суток. Дважды - в июле и сентябре - немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налёта. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город тяжёлые фугасы, а следом зажигательные бомбы. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска. 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию и угроза Мурманску была снята.
К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. В первые послевоенные годы были построены промышленные предприятия, причальные линии, объекты социальной инфраструктуры, телевизионный комплекс. Город был восстановлен к началу 1950-х годов.
К 1952 году объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня, а ещё через десять лет жилой фонд увеличился втрое. После ввода в строй в 1962 году домостроительного комбината вместо кирпичных домов стали строиться типовые панельные.
Значительное расширение территории Мурманска пришлось на 1970-е - начало 1980-х годов. Подвиг добровольцев-строителей, восстанавливавших город в период войны, увековечен в памятнике «В честь строителей, погибших в 1941-1945 годах», открытом в 1974 году.

Мурманск герб

Герб города Мурманск - Современный герб города Мурманска: поле щита рассечено лазурью и золотом. В лазуревом поле золотые силуэты полярного сияния и корабля, в золотом поле - силуэт лазуревой рыбы.

Принятые цвета на поле щита обозначают: лазоревый и золотистый - полярную ночь и день, золотистый цвет нижней части - богатство морей, в которых промышляют Мурманские рыбаки. Силуэт рыбы символизирует основную отрасль промышленности города - рыбную.

Силуэт корабля отражает Мурманск как крупный морской порт. Полярное сияние подчеркивает географическое положение города за Полярным кругом.

 

Мурманск флаг

Флаг города Мурманск - Прямоугольное полотнище отношением ширины к длине 2x3, состоящее из двух равных горизонтальных полос: верхней - синего и нижней - белого цвета. Синяя полоса несет желтое изображение северного сияния, смещенное к древку, длиной, равной 1/2 и общей шириной - 1/10 ширины полотнища Флага.

По композиции и расцветке Флаг Мурманской области соотносится как с Гербом Мурманской области, так и с традиционным морским символом России Андреевским флагом. Изображение символизирует также омываемые Баренцевым и Белым морями берега Кольского полуострова. Синий и белый цвета символизируют мир, а также Север, желтый (золотой) - благо и изобилие.

 

© 2024 Образовательный портал Мурманской области